^Вверх

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Основное меню

Количество гостей

Сейчас 9 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Архив записей

Полезные ссылки

 1

Qr

 VK MSU UGRA

MSUUGRA

VARMSU

Vkontakte Logo No Backgroun

 unnamed

 

320x50

images

8uhpxYf8uhs

telefon doveriya1

bus.gov ru

Растим детей

   

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Приказ № 125 н Об утверждении национального  календаря

Региональный календарь прививок

Как обучить детей гигиене полости рта

Как ухаживать за зубами

Клещевой энцефолит

Педикулез

Первая помощь при солнечном ожоге

Первая помощь при ударе молнии

Полиомиелит

Здоровье сберегающие приемы и т.д.

2

s1200vetrjanaja ospavetrjanka2

slide 19

pervaya pomoshch pri ukuse nasekomykh

 

Эмоциональное здоровье дошкольника

Решение задачи, направленной на эмоциональное развитие, не имеет ничего общего с развитием интеллекта. Даже умный взрослый человек может оставаться на раннем уровне функционирования своих чувств. Эмоциональная и интеллектуальная линии - две разные линии развития. Безусловно, они взаимосвязаны. Развитие обеих обязательно приведет к расцвету и той и другой. Однако отставание по линии эмоционального развития неизбежно влечет за собой обеднение и интеллектуальных функций. И об этом нельзя забывать. Поэтому, уважаемые родители, не спешите записывать своего ребенка в десятки разных кружков, развивающих интеллектуальные навыки. Обратите внимание и на эмоциональное развитие. Хорошо известно: эмоционально благополучный ребенок и учится как бы играючи. Он все легко схватывает и осваивает. В последующей серии статей о психическом здоровье детей мы рассмотрим различные области становления эмоциональной сферы ребенка.

Внутренний мир ребенка

В процессе развития ребенка возможны различные осложнения - или конституциональные нарушения, или соматические заболевания, или конфликты в семье. Проблемы эти имеют видимую причину, поэтому в той или иной степени ребенку может быть оказана медицинская или психологическая помощь. Но есть проблемы, возникновение которых всегда озадачивает взрослых. Вот несколько примеров.

Маленькая девочка, горячо любимая и мамой, и папой, хорошо учится в школе, но почему именно она то и дело попадает в опасные ситуации? Случайность? Или первоклассник из благополучной семьи, ребенок с развитым интеллектом не справляется со школьной программой. Ошибка? Суть в том, что в дополнение к внешнему миру у каждого ребенка свой собственный внутренний мир, в котором преломляются события внешней жизни. Современные психологические исследования показывают: поведение человека в социальном контексте не просто следствие воздействующих на него объективных обстоятельств. Оно в значительной мере зависит от субъективного восприятия и истолкования внешних событий. Одни и те же объективные явления мира разные люди могут воспринимать совершенно по-иному, т.е. внутренний мир человека события внешнего мира окрашивают в ему одному свойственные краски. Без фактора внутреннего мира трудно понять процесс развития личности в целом и в частности определенные проблемы, возникающие у детей.

Внутренние конфликты развиваются независимо от того, что происходит в окружении. Во внутреннем мире ребенка сосуществуют противоречивые желания и потребности, как, например, желание одновременно быть всегда рядом с мамой - и в то же время абсолютно независимым от нее; злиться на близких - и одновременно любить их; получать удовольствие, играя в луже или с грязью, - и в то же время жаждать одобрения от родителей. Столкновение разнонаправленных внутренних потребностей приводит к появлению симптоматического поведения разной степени выраженности. Вот почему так необходимо внимание к внутреннему миру ребенка - и для понимания возникающих у него эмоциональных проблем, и для их профилактики в процессе воспитания.

Субъективный мир формируется в раннем детстве и неразрывно связан с опытом взаимодействия ребенка со значимыми для него взрослыми. Современный американский психоаналитик и психолог-экспериментатор Д. Штерн связывает формирование субъективной картины мира с ранними взаимоотношениями ребенка с матерью. Штерн, основываясь на результатах исследований, утверждает: именно взаимодействие есть путь, которым большинство влияний внешнего мира доходит до младенца. Психолог исходит из предположения: образы внутреннего мира в основном построены на взаимодействии и неразрывно связаны с опытом бытия-с-другими, т.е. значимыми для него взрослыми. По мере развития взаимоотношения с родителями интернализуются, т.е. становятся неотъемлемой принадлежностью внутреннего мира, и, уже как внутренние образы, продолжают существовать в бессознательном взрослого, определяют коммуникативный стиль и эмоциональные особенности данного человека.

Возникновение внутреннего мира ребенка в течение развития мы связываем с его способностью выделять свою индивидуальную целостность и из окружающего мира, и из союза "мать -младенец". Именно тогда рождается субъективное "окрашивание" окружающего мира уникальными для индивида красками, т.е. начинается его оформление. Безусловно, ощущения, относящиеся к самому себе, были представлены в психике ребенка и ранее, в младенчестве. Но характер структуры внутренний мир обретает именно тогда, когда ребенок обретает собственное целостное Я. Возрастные границы этого процесса индивидуальны, однако в среднем процесс завершается к 3 годам. Именно к этому периоду онтогенеза мы и относим начало формирования структуры внутреннего мира.

Чтобы создавать свой внутренний мир, ребенок должен быть готов к этому - должен опознавать свои желания и считать свое мнение значимым и имеющим значение. Эту готовность (т.е. готовность к формированию структуры своего внутреннего мира) создают определенные характеристики взаимодействия со значимыми взрослыми. Речь идет о периоде младенчества, когда мать может организовать свое взаимодействие с ребенком по-разному. Весьма поэтично описывает эти особенности английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт в концепции "ложного Я". Как он считает, "подлинное Я" наделяет человека собственными желаниями и личностными смыслами. "Ложное Я" приспосабливается к окружающему миру, заменяя социальным послушанием собственное личностное ядро. Винникотт установил: связь между "ложным Я" у взрослых и тонкими различиями материнско-детского взаимодействия возникает в самом начале жизни человека. Оказывается, принципиальное значение здесь имеют не обширные депривации или плохое обращение, а отзыв матери на его потребности. Винникотт описывает новорожденного как плывущего по течению разрозненных, еще не объединенных моментов. Дискретные желания и потребности возникают у него спонтанно и, будучи удовлетворены, опять погружаются в это течение. Винникотт называет это течение непрерывностью бытия. Ученый считает: именно качество опыта младенца в первые месяцы жизни принципиально для возникновения ощущения себя личностью. Результат обуславливается той средой, которую создает мать.

Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые способствовали развитию его внутреннего мира, по крайней мере, обращали на это внимание. Активное структурирование будет происходить, когда из тесного союза с матерью ребенок выйдет в осознание собственного психического пространства, когда сумеет осознать себя как отдельное человеческое существо. Процесс этот носит название "отделение-индивидуация".

Куда пойти с ребенком летом 

Психологический портрет первоклассника, или проблемы школьной адаптации.

Начало обучения в школе связано с большими изменениями в жизни ребенка. Это касается не только психологической, но и физиологической стороны его жизнедеятельности.

Адаптация к школе, успешность обучения зависят от многих факторов. Во-первых, резко меняется режим. Ребенок долго приспосабливается к новым условиям, что сказывается на его состоянии: он быстро устаёт, капризничает, становится возбудимым. Особенно это касается детей, которые посещают группы продленного дня. Они устают от постоянного шума, изобилия зрительных и слуховых стимулов. Во-вторых, учителя редко организуют подвижные игры на переменах, и дети начинают самостоятельно бегать и прыгать. Но их сразу, же останавливают дежурные старшеклассники и делают замечания. Переутомление, отсутствие физиологической разрядки не могут не сказаться на здоровье ребенка, а следовательно, и на его учебной деятельности.

В сложную и порой неблагоприятную ситуацию попадают не только дошкольники, физически не подготовленные к новым условиям, но и дети с разным уровнем развития познавательных способностей. Например, у ребенка хорошо развито аналитико-синтетическое мышление, непроизвольная и произвольная память, но и на низком уровне находится зрительно-моторная координация, что приводит к трудностям при выполнении заданий по образцу. В результате первоклассник практически сразу попадает в ситуацию не успеха. У него снижается мотивация к обучению в школе, начинает формироваться негативное эмоциональное состояние, которое постепенно переходит в комплекс неполноценности.

На успешность обучения в школе влияют и особенности стиля воспитания ребенка в семье. Прежде всего следует сказать о детях, которые привыкли всегда быть в центре внимания,  - кумирах семьи. Обычно это единственный или самый младший ребенок у родителей. Если такие дети попадают в ситуацию неуспеха, например у них возникают проблемы с чтением или письмом, то в этом случае начинают актуализироваться стереотипные формы реагирования, сформировавшиеся в семье ещё в дошкольном детстве. Они пытаются привлечь внимание к себе всеми возможными, даже наносящим им вред средствами, например отказом от выполнения учебных заданий, агрессивным поведением. Почему дети так себя ведут?

При воспитании кумира в семье оценка деятельности ребенка связана только с личностью. Независимо от характера поступка (положительного или отрицательного), качества сделанной работы (рисунка или поделки) оценка всегда позитивная. Ребенок привыкает, что он лучший, а если не лучший ( с чем сталкивается в школе), то это вызывает у него недоумение. Поскольку в семье ребенку не дали ориентировочной основы для сравнения  своих действий с эталоном (сенсорным, моторным, нравственным), он не научился критически оценивать свою деятельность.

Известный психолог А.Адлер писал, что возраст от 4-х до 5-ти лет является ключевым для формирования стиля будущей жизни. Дети, привыкшие быть центром внимания, не могут вести себя иначе. В самостоятельной деятельности у них нет опыта маленьких неудач. Можно сказать, что в дошкольном детстве они не получили «прививку» от стресса.

Важно отметить, что при эффективном стиле воспитания замечания взрослых должны быть направлены на адекватную оценку деятельности ребенка, а не на его личность. Ребенок, получивший негативную оценку, сразу переносит ее на свою личность. Принцип его рассуждений таков: «Если я сделал что-то плохо (криво написал, медленно прочитал и т.п.), значит я плохой».  Поэтому, делая замечания ребенку, взрослый должен дать ему позитивную установку. Например: «У тебя не все хорошо получилось при выполнении этого задания. Но ты способный (способная) мальчик (девочка). Если постараешься и исправишь недочеты (их надо указать и дать точную ориентировочную основу будущих действий), то обязательно выполнишь это задание!».

Следует развести понятия «оценка» и «отметка». Отметки (цифровое выражение успеваемости) в первом классе отменены. Однако при обучении обязательно должна присутствовать оценка деятельности ученика, желательно в развернутом виде. Но словесная форма оценки может быть разной. Например: «Молодец, у тебя прекрасно все получилось! Буквы ровные, красивые!». Или другой вариант: «Плохо, очень плохо! Все буквы упали на бок, работа очень грязная!». Иногда присутствует и завуалированная оценка.

Психологи настоятельно рекомендуют родителям и педагогам обращать внимание на то, какими словами они оценивают деятельность ребенка. Обидные слова, брошенные невзначай, сильно ранят детей, влияют на их самооценку, даже если они внешне не показывают своего отношения к этому высказыванию или же реагируют со смехом.

Психолог Л.С.Выготский отмечал, что дошкольник очень сильно отличается от младшего школьника. Прежде всего, это связано с тем, что у 7-ми летнего ребенка формируется внутренний план переживаний, возникает «логика чувств», повышается уровень запросов к самому себе, к своим успехам. Именно в начальной школе, считает он, будут формироваться самолюбие и дифференцированная самооценка.

Следует отметить парадоксальный факт: психологический портрет кумиров семьи и отвергаемых детей, то есть тех, на которых родители не обращали внимание, формируется по одной схеме – у них часто фиксируется низкая самооценка. У избалованных детей внутренняя неуверенность связана с тем, что их не научили самостоятельным действиям и правильному реагированию на ситуацию; у отвергаемых такая же неуверенность возникает из-за того, что  их просто ничему не учили. В результате у детей вырабатывается одинаковый способ взаимодействия с окружающими – обратить на себя внимание всеми доступными средствами. Кумир семьи делает это бессознательно, чтобы удостовериться, что он лучший. А отвергаемый ребенок стремится доказать, что он не самый плохой, он хочет, чтобы о нем вспомнили.

Если не принять адекватных педагогических мер, такой способ взаимодействия с социумом может закрепиться и сформировать стойкие характерологические черты личности. Ребенок делает все, чтобы учитель обратил на него внимание, например, закатывает истерику, агрессивно себя ведет или кривляется и т.п.

Практика показывает, что адаптация к школе зависит не только от уровня когнитивного развития ребенка. В связи с этим хотелось бы поговорить об успешных, хорошо подготовленных первоклассниках, которые казалось бы, не вызывают опасения. Но если такой ребенок немного отстает от одноклассников при выполнении какого-либо задания или его не отмечают как самого лучшего, он очень переживает.

За тревогой стоит страх не угодить родителям, не соответствовать их требованиям. Все дело в установках родителей, в их завышенных ожиданиях. Страх не соответствовать ожиданиям родителей вызывает у детей тревогу. И в ситуации малейшей неудачи в школе вступает в силу другой способ реагирования на стресс, отличающийся от описанного выше. Дети не проявляют агрессии по отношению к окружающим или непослушания, они часто болеют и направляют агрессию на себя (например, ребенок до боли кусает руки и т.п.). психика ищет обходной путь, чтобы защитить Эго, или Я, ребенка. В этом случае начинает функционировать неосознаваемая психологическая защита – уход в болезнь.

Когда ребенок болеет, мама сочувствует ему и не ругает, даже если он несколько отстанет от сверстников. Родители, как правило, говорят: «Ну ты болел. Постараешься и догонишь одноклассников!». Ребенок видит, что подобное объяснение неуспехов удовлетворяет взрослых, и пользуется этим. Однако при многократном повторении такой способ приспособления к ситуации стресса неосознанно и автоматически закрепляется.

В связи с этим родителям первоклассников надо очень внимательно относиться к часто повторяющимся заболеваниям ребенка. Симптомы ухода в болезнь схожи с симптомами заболеваний, вызванных инфекциями или переохлаждением (высокая температура, головные боли, боли в горле и т.п.), но не имеют объективных причин. Как в таких случаях говорят родители, «заболел ни с того, ни с сего».

Следует помнить, что ребенок не притворяется: боли ненадуманные, температура действительно высокая. Однако врачи при обследовании не находят, как правило, никаких органических нарушений. Причиной таких заболеваний являются психологические факторы стресса.